Новоженов В.А.

Сарыаркинский археологический институт при Карагандинском университете им. Е.А. Букетова (vnovozhenov@gmail.com)

Ключевые слова: ямно-афанасьевская изобразительная традиция, андроновская изобразительная традиция, карасукская изобразительная традиция, мегалитическая традиция, орнаментальная традиция, изобразительный ряд/код, стиль, петроглифы, коммуникации, миграции, повозки, колесницы.

Изобразительную, статуарную и мегалитическую традиции древнейшего населения азиатской части степной Евразии и развитие их в пространстве и во времени автор относит к изобразительным коммуникациям. В статье выделяются изобразительные традиции и делается попытка реконструировать фрагменты их изобразительных рядов (кодов). В изобразительных памятниках ранней бронзы Центральной Азии выделяется ямно-афанасьевская изобразительная традиция; в петроглифах эпохи средней и поздней бронзы определены два хронологических пласта, соотнесенных с первой половиной – третьей четвертью II тыс. до н.э. и второй половиной II – первой половиной I тыс. до н.э., которые могут быть связаны с андроновской и карасукской традициями.

    Реконструируются следующие фрагменты ямно-афанасьевского изоряда: …

  • “солярный” или “птицеголовый” персонаж (первопредок – мужчина или возничий или женщина)
  • повозка на дисковых колесах (фургон или телега или двуколка)
  • бык (массивный или поджарый, на юге – верблюд)
  • птица (журавль)
  • крестообразные или фаллические знаки
    … Фрагменты андроновского изобразительного кода: …

  • “солнцеголовый” персонаж в канонизированных позах (или мужчина с подчеркнутым признаком пола и «хвостом, иногда с “шаром” на конце»
  • колесница (на колесах со спицами, запряжeнная конями в стандартной позиции спинами друг к другу, а сама повозка исключительно в позиции “вид сверху”)
  • разные типы вооружения
  • лошадь с “челкой”, детализированной гривой (хвостом)
  • тучные быки с выгнутыми вперeд большими рогами
  • верблюды
  • солярная символика (крестообразные знаки)

… Изобразительный код карасукской традиции имеет ряд принципиальных отличий. Нет канонизированных “солнцеголовых” персонажей, которые заменяются условным изображением человека и, вероятно, трансформируются в вид антропоморфных мегалитических сооружений – оленных камней, символизирующих колесничих.

    Фрагменты изобразительного кода: …

  • условное изображение человека, часто без половых различий и детализации
  • предметы вооружения (на оленных камнях)
  • колесница с особой манерой изображения упряжных коней (или распряжeнная)
  • условное изображение лошади
  • олень c ветвистыми рогами
  • массивный бык
  • разнообразные знаки
  • …..