Беляев Л. А., Капитонова М. А.
Ключевые слова: патриарх Никон, погребальное сооружение, склеп, эпитафия, реставрация и история Ново-Иерусалимского монастыря, некрополь Нового времени.
В статье публикуются материалы о погребении патриарха Никона. Этот легендарный деятель середины 17 века известен попыткой исправления богослужебных книг, вызвавшей церковный Раскол. Кроме того, ссора с царем Алексеем Михайловичем Романовым привела его к долгой ссылке и сделала в глазах многих русских людей мучеником. Никон много проектировал и строил монастырей, наиболее известный из которых – Воскресенский на реке Истра к юго-западу от Москвы. Монастырь получил название Новый Иерусалим. Он был задуман как точная топографическая копия Святой Земли, а его собор – одна из самых близких реплик храма Гроба Господня. Никон был погребен в особой гробнице, топографически совпадавшей с легендарным гробом Мелхиседека в Иерусалиме. В Православии для признания человека святым существенную роль играет возможность обретения его останков (relics), поэтому вскрытие гробницы Никона (вызванное технической необходимостью реставрации, которая ведется в монастыре) вызвало значительный интерес не только историков, но всех верующих. Погребение оказалось целиком уничтоженным в 1930-х годах атеистами. Однако археологическое обследование позволило решить многие спорные вопросы оформления гробницы. Так, доказано, что конструкция восходит, несмотря на ряд серьезных повреждений, к 1685 году, то есть является первоначальной. Что ее вид, также как многие детали погребения Никона в 1682 году, был оригинальным и не отвечал многим традиционным формам погребения и создания памятника. Важные сведения получены и для реконструкции общего облика надгробного сооружения: осмотрен саркофаг, ранее недоступный; установлен тип камня, из которого он сделан (анализы приведены в следующей специальной статье в том же номере); получены сведения о размещении двух эпитафий, написанных по приказу царя Федора Алексеевича специально для погребения Никона (это одни из первых примеров ранней русской силлабической поэзии).