Чижевский А.А., Шаталов В.А.
Ключевые слова: ананьинское искусство, псалии, образ коня и всадника, динамичная и статичная позы, стиль.
Находка псалия из рога в погр.82 Луговского могильника ананьинской культурно-исторической области, датируемого VI в. до н.э., позволила авторам провести анализ развития образа всадника и коня в ананьинском искусстве. Было установлено, что образ коня в искусстве раннеананьинского времени имеет характерные особенности: изображалось не все тело, а лишь голова — традиция, по всей вероятности, связанная с древностями юга Восточной Европы, где подобным образом оформлялись псалии.
Все изображения коня в раннеананьинское время имеют плавно изогнутое тело и длинную согнутую шею, что придает облику лошади, несмотря на отсутствие конечностей явное ощущение движение. В этой связи конь, вырезанный на луговском псалии, выглядит типичным образцом раннеананьинского искусства, сам образ всадника не имеет аналогий, и, вероятно, сформировался в среде ананьинской культурно-исторической области.
На рубеже V-IV вв. до н.э. образ лошади меняется, у коней начинают изображать конечности, а сами животные приобретают статичные позы, с выпрямленными, либо немного согнутыми ногами, ощущение движения, присущее раннеананьинским образцам в позднеананьинском искусстве исчезает. Это явление, было обусловлено сменой направленности культурных связей ананьинской культурно-исторической области, с юга на восток Евразии. По технике изображения коня наиболее близкие аналогии позднеананьинским фигуркам прослеживаются в «алтайском» зверином стиле. Наследием раннеананьинского искусства и одновременно типично позднеананьским изделием является изображение всадника из Гляденовского костища, фигурка человека выполнена в традициях луговского псалия, фигура коня типично позднеананьинская в статичной позе.
Дальнейшее развитие образа всадника и коня в Волго-Камье приходится уже на гляденовское время II в. до н.э. – III в. н.э., когда плавность линий, присущая ананьинскому искусству сменяется угловатыми очертаниями.