А.М. Жульников, Е.А. Кашина
В статье рассмотрены региональные, хронологические и функционально-семантические особенности использования образа птицы в наскальном творчестве и искусстве малых форм неолита–энеолита лесной зоны Восточной Европы. Выявленные различия в функции образа в монументальном и мобильном искусстве обусловлены тем, что петроглифы отражают коллективную, групповую прагматику (функцию) образа, а предметы искусства малых форм – узкосемейную и личную. Иконография образа птицы на петроглифах и в искусстве малых форм свидетельствует о наличии ряда определенных, лишь изредка перекликающихся, канонов изображений. Как в наскальном, так и в мобильном искусстве, особую роль играл образ водоплавающей птицы, который характеризуется чрезвычайной многозначностью и центральным положением в конкретном ритуальном исполнении. Образ птицы в мобильном искусстве энеолита был связан также с половозрастной и, возможно, социальной маркировкой.