© 2016 г. С.Н. Савченко*, М.Г. Жилин**
*Свердловский областной краеведческий музей, Екатеринбург(sv-sav@yandex.ru)
**Институт археологии РАН, Москва (mizhilin@yandex.ru)
Ключевые слова: диск-навершие, сакральный предмет, Среднее Зауралье, пест-терочник, культовый комплекс, древний календарь.
На открытом в 2006 г. поселении Шайдуриха 33 на юго-западном берегу Аятского озера, в шурфе (9 м2), в верхней части нерасчлененного культурного слоя, содержащего артефакты мезолита-бронзового века, были найдены лежащие в 25 см друг от друга пест-терочник размерами 10.8 × 5.8 × 4.7 см из гранито-гнейса и диск-навершие размерами 15.6 × 12.7 × 3.5 см из хлоритовой породы. Диск асимметричный овальный, плоско-выпуклого сечения. Поверхность отшлифована на крупнозернистом абразиве, отверстие в центре пробито пикетажем с двух сторон. На плоскости нанесены гравированные линейные изображения, в основе которых косой крест, проходящий через отверстие. Край диска был заострен тонкой шлифовкой с обеих сторон уже после нанесения орнамента.
Перфорированные каменные диски известны в Среднем Зауралье с раннего неолита. Сначала, вероятно, появляются диски округлой формы. Овальных зауральских дисков-наверший вместе с рассматриваемым диском известно всего три. Это диск с поселения Палатки II и случайная находка у пос. Антоновский. В отличие от описанного, они имеют по периметру широкую боковую грань. Край аятского диска был переоформлен позже. По схемам орнаментальных композиций аятский диск близок диску с поселения Палатки II. Однако нужно отметить, что большой крест, проходящий через отверстие, есть в орнаменте всех трех изделий. Навершие с поселения Палатки II найдено в жилище эпохи бронзы, что говорит в пользу датирования найденного диска бронзовым веком. Но нерасчлененность культурного слоя памятника, наличие на одном уровне артефактов разных эпох не позволяют однозначно решить этот вопрос. Овальные каменные навершия рассматривают в литературе как диски-календари, имевшие сакральное значение и как атрибуты сакрального лица. После переделки диск с поселения Шайдуриха 33, вероятно, мог использоваться как предмет вооружения – навершие булавы, но, в любом случае, его сакральное значение не вызывает сомнений.