Афанасьев Г.Е.
Ключевые словa: Маяцкий могильник, обезвреживание трупов, нарты, аланы, асы, хазары, кости скелета, Средний Дон, катакомбный могильник.
Статья посвящена критическому разбору методики, использующейся для доказательства существования в VIII-X вв. у алано-асского населения бассейна Среднего Дона обряда обезвреживания покойников. Автор считает, что наличие двух “массивов» грунта в заполнении дромосов не является доказательством существования обряда обезвреживания покойников. Признаки «системности» в разрушениях скелетов (отделение черепа, разрушение фаланг рук и ног, грудины) не являются доказательством существования обряда обезвреживания покойников, а укладываются в тафологическую картину, отражающую стадиальность разложения трупа. Небольшая глубина залегания катакомб Маяцкого могильника делает их более доступными для вторичного проникновения. Высокий процент отсутствующего металлоёмкого погребального инвентаря с большой степенью вероятности говорит о его изъятии из погребальных камер во время вторичного проникновения, что указывает на ограбление могил. Архаические черты погребального обряда, зафиксированные этнографами у потомков алан – осетин, не допускают возможности существования обряда обезвреживания покойника в отношении членов своей общины. Аланское мировоззрение, реконструируемое на базе нартского эпоса, не допускает возможности существования обряда обезвреживания покойника.