Королькова Е.Ф.

На страницах «Вестника древней истории» развернулась дискуссия, вызванная выходом в свет книги В. И. Мордвинцевой «Полихромный звериный стиль» (Мордвинцева, 2003).   Критической рецензией на эту публикацию откликнулась И. П. Засецкая (Засецкая, 2006. 97 – 130),  затем   появился ответ В.И. Мордвинцевой (Мордвинцева, 2008. С. 129 – 140). Почти одновременно с ним  вышел трехтомник В. И. Мордвинцевой и  М. Ю. Трейстера «Произведения торевтики и ювелирного искусства в Северном Причерноморье: 2 в. до н.э. – 2 в. н.э.» (Мордвинцева, Трейстер, 2007), в котором почти без изменения, за исключением разделов, освещающих археологические памятники с азиатской территории, воспроизводится значительная часть текста и иллюстративного материала уже опубликованной монографии В. И. Мордвинцевой «Полихромный звериный стиль». Выход в свет серии самостоятельных или написанных в соавторстве работ В. И. Мордвинцевой, базой для которых послужили ювелирные изделия сарматской эпохи, украшенные цветными вставками, а также тон и аргументация ее ответа на рецензию И. П. Засецкой, побудили автора  высказаться по этому поводу, ибо сложившейся ситуации усматриваются определенные тенденции, требующие принципиальной оценки.