Романова Г.Б.
Ключевые слова: Нартский эпос, солнечный амулет – в виде колеса, фигурный начельник.
Широко известный в раннесредневековой историографии Северного Кавказа Змейский катакомбный могильник X – XII вв. признан аланским и принадлежащим той этнокультурной среде и эпохе «военной демократии» — раннего феодализма, в недрах которой развивался героический нартский эпос. В ходе раскопок ЗКМ в катакомбе № 14 выявлено особо богатое погребение конного воина, в инвентаре которого наряду с роскошной саблей выделяется конский начельник из золоченой бронзы, выполненный в виде фигуры женщины, держащей в вытянутых вперед руках чашу с каким-то напитком (показан стеклышком, вставленным в чашу). Трубчатые начельники были широко распространены в салтово-маяцкой культуре VIII – IX вв. Подонья и в аланской культуре Северного Кавказа до XIII в., но подобных фигурных начельников больше нет, начельник из катакомбы № 14 уникален. Он получил популярность в литературе, но пока не подвергся исторической интерпретации.
Мы полагаем, что наиболее вероятна такая интерпретация в контексте осетинского нартского эпоса. Соответственно, женщина с чашей предположительно отождествляется с одной из эпических героинь – Сатаной или Дзерассой, а кубок в её руках это волшебная чаша Уацамонга, наполненная богатырским напитком «ронгом». Во время нартских пиршеств эта чаша определяла, кто из нартов говорит правду о своих подвигах, а кто лишь хвалится.
Второй сюжет статьи касается возможного воплощения в археологических артефактах образа эпического волшебного колеса Балсага, которое спускается с неба и перерубает ноги спящему Сослану. Привлекаемые археологические реалии из Кобани и Камунты (колесовидные бляхи) известны более 100 лет, опубликованы П.С. Уваровой в МАК Т. VIII. С.82, 308. Т. CXXII, 3, рис. 239, но исторической интерпретации не подвергались.
Цель данной статьи – необходимость привлечения большего внимания археологов к осетинскому (и другим национальным вариантам) нартскому эпосу, как источнику ценной научной информации.