© 2018 г. Н. П. Матвеева
Тюменский государственный университет, Россия (nataliamatveeva1703@yandex.ru)
Поступила в редакцию 10.01.2017 г.
Ключевые слова: Западная Сибирь, раннее средневековье, ритуал захоронения, поминальные действия, культ предков.
Публикуется анализ обрядовых действий у могил и на межкурганном пространстве могильника Ревда 5, датированного IV в. н.э. Памятник находится в бассейне р. Тобол в подтаежном Зауралье (бакальская археологическая культура). Исследование основано на сведениях о расположении ям от столбов, кострищ, хозяйственных ям с битой керамикой и костями, археозоологических остатков от жертвоприношений домашних животных. Установлена относительная последовательность ритуала: в день погребения разведением костра очищали новое место на кладбище, устанавливали столб, привязывали жертвенное животное, обычно лошадь, и приготавливали пищу, разделив ее на несколько частей. Одну, содержавшуюся в горшках, употребляли, посуду после использования разбивали и закапывали в юго-западном секторе подкурганной площадки. Затем выкапывали яму для захоронения, отделяли часть заупокойной пищи для умершего, а накрыв могилу, остатки головы и ног лошади оставляли либо на перекрытии, либо шкуру растягивали на кольях. Спустя определенный срок поминки устраивались уже вне могильных рядов, адресовались всем погребенным и проводились у каких-то деревянных столбов (идолов, коновязей, обелисков?), в ямы рядом с которыми закапывали остатки битой посуды и пищи. Полагаем, что данные действия были проявлением культа предков. Отдельные элементы данной церемонии находят объяснения в традиционном мировоззрении угорских и тюркских народов Сибири.