© 2021 г. Н.В. Кузина
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Нижний Новгород, Россия
E-mail: kuzina-natalia@mail.ru
Ключевые слова: Крымское Приазовье, Боспор, хора, погребальный инвентарь, погребальный обряд, погребения, экофакты, раковины.
Наряду с артефактами, традиционно привлекающими внимание исследователей (фрагменты посуды, терракота, монеты и пр.), в погребальных комплексах фиксируются материалы природного происхождения: семена и зерна культурных растений, ракушки морских и речных моллюсков, кусочки мела и красящего вещества (охры), кремня, камешки, яичная скорлупа, которые в большинстве случаев входят в неповторяемый по сочетанию набор предметов погребального инвентаря. Такого рода предметы, не имея самостоятельного культового значения, попадая в сакральное пространство некрополя, наделялись новыми смыслами и включались в систему со сложной иерархией связей, играли символическую роль в погребальном обряде. Применение в погребальном обряде природных объектов в целом отражает прочность бытования среди сельского населения рудиментов первобытных религий и верований, общих для архаического мироощущения как греческого, так негреческого населения. Природные объекты в погребениях могли соотноситься с причастной космогоническому процессу символикой стихий (воды, огня, земли) и воплощать идею нового рождения, обновления, плодородия. Как медиаторы между мирами в непрекращающемся цикле смертей и возрождений они использовались в обрядах перехода, в которых выстраивалась взаимосвязь между уровнями мироздания в соответствии с архаической картиной мира.
DOI: 10.31857/S086960630013706-5