В.Я. Петрухин
Институт славяноведения РАН, Москва (vladimir.petrukhin@gmail.com)
Ключевые слова: язычество, декоративное искусство, симметрия, мировое древо.
Сложность интерпретации зооантропоморфных изобразительных мотивов, присущих дохристианскому славянскому искусству, связана с тем, что эти симметричные композиции соотносятся с универсальной и абстрактной схемой мировой оси – мирового дерева. Редкая ассиметричная композиция представлена на накладке на ножны из Ольденбурга/Старигарда, где верх воплощает антропоморфная фигура, низ – отличающиеся позами антропоморфные фигурки и симметричные образы коней. Композиция соотносится с реконструируемым общеславянским мифом о противостоянии небесного громовника и “скотьего бога“, покровителя пастбищ и преисподней.